Активное развитие ударных систем в пятидесятые годы прошлого века заставило конструкторов ведущих стран заняться созданием средств защиты от самолетов и ракет противника. В 1950 году стартовала разработка системы ПВО «Беркут», позже получившей индекс С-25. Эта система должна была защищать Москву, а затем и Ленинград от массированного удара с применением бомбардировщиков. В 1958 году завершилось строительство позиций для батарей и полков нового зенитного ракетного комплекса. Имея достаточно высокие для своего времени характеристики, система С-25 «Беркут» могла бороться только с самолетами противника. Требовалось создать систему, способную защитить столицу от новейшего оружия – баллистических ракет. Работы в этом направлении стартовали в середине пятидесятых годов.
Система «А»
Работы по новому проекту были поручены специально созданному СКБ-30, выделенному из состава СБ-1, создавшего ЗРК С-25. Руководителем нового конструкторского бюро был назначен Г.В. Кисунько. Проект под литерой «А» предназначался для определения технического облика и общей архитектуры перспективной противоракетной системы. Предполагалось, что система «А» будет построена на полигоне и не выйдет за его пределы. Проект предназначался только для отработки общих идей и технологий.
В состав экспериментального комплекса должны были войти несколько средств, предназначенных для обнаружения и уничтожения целей, а также для обработки информации и управления всеми системами. Система ПРО «А» состояла из следующих компонентов:
- Радиолокационная станция «Дунай-2», предназначенная для обнаружения баллистических ракет на дальности до 1200 километров. Разработкой этой РЛС занимался НИИ-37;
- Три радиолокатора точного наведения (РТН), имеющие в своем составе отдельные РЛС для слежения за целью и противоракетой. РТН разрабатывался в СКБ-30;
- РЛС вывода противоракет и совмещенная с ней станция управления ракетами. Создавалась в СКБ-30;
- Противоракеты В-1000 и стартовые позиции для них;
- Главный командно-вычислительный пункт системы ПРО;
- Средства связи между различными элементами комплекса.
Памятник ракете В-1000 на штатной ПУ СМ-71П в г.Приозерске, полигон Сары-Шаган (http://militaryrussia.ru/forum)
Для обнаружения целей – баллистических ракет или их боевых блоков – должна была использоваться радиолокационная станция «Дунай-2». Станция имела два отдельных радиолокатора, которые построили на берегу озера Балхаш на полигоне «А» (Сары-Шаган). Следует отметить, что РЛС «Дунай-2» на испытаниях показала более высокие показатели, чем планировалось изначально. В марте 1961 года станция обнаружила учебную цель (баллистическая ракета Р-12) на дальности 1500 км, сразу после того, как она появилась над радиогоризонтом.
Сопровождение ракет предлагалось осуществлять по методу «трех дальностей». По расчетам Г.В. Кисунько, три радиолокатора могли обеспечить определение координат цели с точностью до 5 метров. Строительство системы радиолокаторов точного наведения началось с расчетов на бумаге. Первым шагом в этом деле был круг на карте с вписанным в него правильным треугольником, стороны которого имели длину 150 км. В углах треугольника предлагалось разместить станции РТН. Центр круга обозначили как Т-1. Недалеко от него находилась точка Т-2 – расчетное место падение боевой части условной цели. В 50 километрах от точки Т-2 предложили поместить стартовую позицию ракет-перехватчиков. В соответствии с этой схемой вблизи озера Балхаш началось строительство различных объектов системы «А».
Для уничтожения баллистических целей предлагалось разработать ракету-перехватчик В-1000 с соответствующими характеристиками. Разработкой боеприпаса занялось ОКБ-2 министерства авиационной промышленности (ныне МКБ «Факел»). Работами руководил П.Д. Грушин. Ракету было решено строить по двухступенчатой схеме. Первая ступень должна была иметь твердотопливный стартовый двигатель, вторая – жидкостный, разработанный под руководством А.М. Исаева. С такой силовой установкой ракета В-1000 могла лететь со скоростью до 1000 м/с и перехватывать цели на дальности до 25 километров. Максимальная дальность полета – 60 км. Противоракета могла нести осколочную или ядерную боевую часть весом 500 кг. Длина боеприпаса равнялась 14,5 метрам, стартовая масса – 8785 кг.
Эскиз противоракеты В-1000 со штатным ускорителем ПРД-33 (http://ru.wikipedia.org)
Специально для В-1000 была разработана оригинальная боевая часть, призванная повысить вероятность уничтожения цели одной ракетой. Боевая часть оснащалась 16 тысячами миниатюрных поражающих элементов и зарядом взрывчатого вещества для их выброса. Предполагалось, что при сближении с целью будет происходить подрыв рассеивающего заряда и выброс поражающих элементов. Из-за своей конструкции последние получили прозвище «орехи в шоколаде». Каждый такой «орех» диаметром 24 мм имел 10-мм сферическое ядро из карбида вольфрама, покрытое взрывчатым веществом. Снаружи имелась стальная оболочка. Поражающие элементы должны были сближаться с целью на скорости не менее 4-4,5 км/с. На такой скорости соприкосновение элементов и цели приводило к подрыву взрывчатого вещества и повреждению атакуемого объекта. Дополнительное разрушающее действие оказывало твердое ядро. Боевая часть перехватываемой ракеты, получив повреждения, должна была разрушаться под действием набегающего потока воздуха и высокой температуры.
Наводить ракету предполагалось при помощи РТН. Перехват должен был происходить при параллельном сближении с целью на встречных курсах. Наземная автоматика системы «А» должна была определять траекторию полета цели и соответствующим образом вести ракету-перехватчик в точку максимального сближения.
Строительство всех элементов системы «А» на полигоне в Казахстане продолжалось до осени 1960 года. После проверок различных систем стартовали испытания с перехватом условных целей. В течение некоторого времени учебными целями для противоракетной системы были баллистические ракеты Р-5. 24 ноября 1960 года состоялся первый испытательный перехват. Противоракета В-1000, оснащенная весовым имитатором боевой части, успешно сблизилась с целью на расстояние, достаточное для ее уничтожения.
РЛС ЦСО-П - CAT HOUSE, Сары-Шаган (http://www.rti-mints.ru)
Следующие испытания были менее успешными. За несколько месяцев было безрезультатно израсходовано несколько ракет-перехватчиков. К примеру, при запуске 31 декабря 1960 года из-за неполадок систем прекратилось сопровождение цели. 13 января 61-го неудача произошла из-за отказа бортового ответчика ракеты. Тем не менее, следующие четыре запуска противоракет В-1000 по ракетам Р-5 прошли успешно.
4 марта 1961 года состоялся первый запуск ракеты В-1000 со штатной боевой частью, оснащенной «орехами в шоколаде». В качестве учебной цели использовалась баллистическая ракета Р-12. Ракета Р-12 с весовым имитатором боевой части взлетела со стартовой позиции на полигоне Капустин Яр и направилась к полигону «А». РЛС «Дунай-2», как уже говорилось, смогла засечь цель на дальности 1500 километров, сразу после ее появления над радиогоризонтом. Баллистическая ракета была уничтожена на высоте около 25 километров внутри треугольника, образованного радиолокаторами точного наведения.
26 марта того же года состоялись следующие испытания системы «А», в которых использовалась баллистическая ракета Р-12 со штатной осколочно-фугасной боевой частью. Цель была уничтожена на большой высоте. В дальнейшем было произведено еще 10 испытательных перехватов баллистических ракет. Кроме того, с 1961 по 1963 годы на полигоне «А» испытывался вариант ракеты В-1000 с инфракрасной головкой самонаведения. Система, разработанная в ленинградском Государственном оптическом институте, предназначалась для повышения точности наведения противоракеты на цель. В 1961 году проводились испытательные пуски ракеты В-1000 с ядерной боевой частью, не оснащенной делящимся материалом.
Противоракета В-1000 на ПУ СМ-71П (http://vpk-news.ru)
К середине 1961 года проект «Система “А”» дошел до своего логического конца. Испытания показали преимущества и недостатки примененных решений, а также потенциал всей противоракетной системы. С использованием полученного опыта был создан эскизный проект перспективной системы ПРО, которая должна была использоваться для защиты важных объектов.
А-35 «Алдан»
В июне 1961 года СКБ-30 завершило работы над эскизным проектом полноценной боевой противоракетной системы под названием А-35 «Алдан». Предполагалось, что перспективный комплекс ПРО сможет бороться с американскими баллистическими ракетами семейств Titan и Minuteman.
Для обеспечения защиты Москвы в состав системы А-35 предлагалось включить следующие компоненты:
- командный пункт со средствами сбора и обработки информации, а также управления всеми остальными средствами;
- 8 радиолокационных станций «Дунай-3» и «Дунай-3У». Сектора обзора этих РЛС должны были перекрываться, образуя сплошное круговое поле;
- 32 стрельбовых комплекса с пусковыми установками и ракетами.
Пуск раннего варианта ракеты 5В61 / А-350Ж / ABM-1 GALOSH с элеронами с газодинамическими двигателями (Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.)
Защита этого варианта проекта прошла осенью 1962 года. Тем не менее, в дальнейшем архитектура противоракетной системы А-35 значительно изменилась. Так, предлагалось сократить количество стрельбовых комплексов вдвое (до 16), а также оснастить ракету-перехватчик не осколочно-фугасной, а ядерной боевой частью. Вскоре появились новые предложения, приведшие к очередному изменению облика всей системы. Окончательный состав комплекса А-35 выглядел так:
- Главный командно-вычислительный центр (ГКВЦ) с главным командным пунктом и ЭВМ 5Э92Б. Последняя представляла собой двухпроцессорную систему на дискретных полупроводниковых схемах и предназначалась для обработки всей поступающей информации;
- Радиолокационная система дальнего обнаружения на основе РЛС «Дунай-3У» и «Дунай-3М»;
- 8 стрельбовых комплексов. В составе комплекса имелся командный пункт, одна РЛС канала цели РКЦ-35, две РЛС канала противоракеты РКИ-35, а также две огневые позиции по четыре пусковые установки на каждой;
- Противоракеты А-350Ж с транспортно-пусковыми контейнерами.
Ракета-перехватчик А-350Ж имела длину 19,8 м и стартовый вес 29,7 тонны (ракеты поздних серий потяжелели до 32-33 тонн). Ракета была построена по двухступенчатой схеме и оснащалась жидкостными двигателями. Первая ступень имела четыре двигателя, вторая – один. Для маневрирования вторая ступень оснащалась газовыми и аэродинамическими рулями. Вторая ступень несла боевую часть весом 700 кг. По имеющимся данным, ракета А-350Ж могла уничтожать баллистические цели на высотах от 50 до 400 километров. Максимальная скорость цели – 5 км/с. Ракета доставлялась к позиции в транспортно-пусковом контейнере, из которого производился запуск.
Транспортная машина на шасси МАЗ-537 с ТПК с макетом ракеты 5В61 / А-350Ж на Параде в Москве 7 ноября 1967 (фото из архива Marc Garanger, http://militaryphotos.net)
Наведение ракеты предлагалось осуществлять по методу «трех дальностей». Автоматика управления ракетой позволяла наводить боеприпас на цель, а также перенацеливать ее в полете, после определения ложных целей. Интересно, что изначально для определения координат цели и противоракеты предлагалось использовать три или четыре радиолокационные станции. Однако для одновременной атаки требуемого количества целей в состав системы «Алдан» пришлось бы включить несколько сотен радиолокаторов. В связи с этим было решено использовать определение координат цели при помощи одной станции. Снижение точности предлагалось компенсировать мощностью боевой части противоракеты.
Первоначальное обнаружение целей возлагалось на радиолокационные станции «Дунай-3» и «Дунай-3М». Дециметровая станция «Дунай-3» и метровая «Дунай-3М» должны были располагаться вокруг Москвы и обеспечивать круговой обзор. Возможности этих станций позволяли одновременно отслеживать до 1500-3000 баллистических целей различных типов. Опытный образец станции «Дунай-3» строился на полигоне Сары-Шаган на базе уже существовавшей РЛС «Дунай-2», предназначавшейся для экспериментального проекта «А».
Серия снимков транспортной машины с контейнером другого типа с ракетой 5В61 / А-350Ж. установка ТПК на пусковую. Полигонная пусковая установка, Сары-Шаган (Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.)
РЛС канала цели РКЦ-35 предназначались для сопровождения целей: боевой части баллистической ракеты и последней ее ступени. Эта станция оснащалась антенной диаметром 18 метров, все агрегаты закрывались радиопрозрачным кожухом. Станция РКЦ-35 могла одновременно сопровождать две цели, захватывая их на расстоянии до 1500 километров. РЛС канала противоракет РКИ-35 предназначалась для слежения за ракетой и управления ей. Эта станция имела две антенны. Малая, диаметром 1,5 метра, предназначалась для вывода ракеты-перехватчика на траекторию. Другая антенна, диаметром 8 м, использовалась для наведения противоракеты. Одна станция РКЦ-35 могла одновременно наводить две противоракеты.
В середине шестидесятых годов началось строительство объектов системы А-35 «Алдан» под Москвой, а также на полигоне Сары-Шаган. Опытный комплекс на полигоне был построен в сокращенной комплектации. В его состав вошли упрощенный вариант ГКВЦ, одна РЛС «Дунай-3» и три стрельбовых комплекса. Испытания полигонной системы ПРО стартовали в 1967 году. Первый этап испытаний продолжался до 1971 года, после чего стартовала вторая их часть. Следует отметить, что испытания ракеты А-350Ж начались еще в 1962 году.
До 1971 года испытания системы А-35 проводились с использованием ракет модели А-350Ж. В испытаниях второго этапа использовались ракеты А-350Ж и А-350Р. Различные испытания элементов комплекса «Алдан» продолжались до 1980 года. В общей сложности было проведено около 200 пусков противоракет. Производился перехват баллистических ракет различных типов. Полигонный комплекс А-35 использовался до конца восьмидесятых годов, т.е. до окончания службы боевой системы вокруг Москвы.
Памятник ракете А-350 в г.Приозерске (Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.)
Строительство противоракетной системы А-35 «Алдан» в Подмосковье стартовало еще в начале шестидесятых годов, но развертывание различных элементов комплекса началось только в 1967-68 годах. Изначально предполагалось развернуть 18 стрельбовых комплексов с восемью пусковыми установками в каждом (по 4 ракеты для первого и повторного пуска). В общей сложности на дежурстве должны были находиться 144 ракеты А-350Ж. Летом 1971 года первая очередь системы А-35 была принята на вооружение. 1 сентября ее поставили на боевое дежурство.
Строительство системы А-35 завершилось летом 1973 года. К этому времени были построены две РЛС дальнего обнаружения «Дунай-3У» и «Дунай-3М», а также четыре позиционных района с 64 пусковыми установками, готовыми к запуску ракет. Кроме того, в Кубинке был построен главный командно-вычислительный центр, а в Балабаново начала работу база подготовки ракет. Все элементы противоракетного комплекса соединялись при помощи системы передачи данных «Кабель». Подобный состав противоракетной системы позволял одновременно атаковать до восьми парных (боевая часть и корпус последней ступени) целей, летящих с различных направлений.
А-35М
С 1973 по 1977 годы разработчики системы А-35 работали над проектом ее модернизации. Главной задачей этих работ было обеспечение возможности уничтожения сложных целей. Требовалось обеспечить эффективное поражение боевых частей баллистических ракет, «защищенных» легкими и тяжелыми ложными целями. Существовало два предложения. Согласно первому, нужно было модернизировать имеющуюся систему А-35, а второе подразумевало разработку нового комплекса. В результате сравнения представленных расчетов было решено обновлять ПРО Москвы в соответствии с первым предложением. Таким образом, требовалось обновить и улучшить элементы противоракетного комплекса А-35, отвечающие за обработку информации, определение и сопровождение целей, а также создать новую ракету.
В 1975 году сменилось руководство проекта. Вместо Г.В. Кисунько руководителем противоракетной программы стал И.Д. Омельченко. Кроме того, головной организацией программы стало Центральное научно-производственное объединение «Вымпел», основанное в 1970 году. Именно эта организация вела дальнейшие работы, представила на испытания модернизированный комплекс ПРО и осуществляла дальнейшее его сопровождение.
Позиционный район системы А-35М со стрельбовыми комплексами "Тобол" (вверху) и ПУ противоракеты А-350Ж рядом с РЛС РКИ-35 системы А-35М. Предположительно верхнее изображение - фотомонтаж. (http://vpk-news.ru)
Состав модернизированной противоракетной системы, получившей обозначение А-35М, мало отличался от состава базового комплекса «Алдан». Модернизации подверглись различные его элементы. Система А-35М имела в своем составе следующие компоненты:
- Главный командно-вычислительный центр с доработанными ЭВМ. Для выполнения новых задач был создан новый алгоритм обработки информации, поступающей с РЛС, и передачи команд. Фактически все радиолокаторы были собраны в единую систему обнаружения и сопровождения;
- РЛС «Дунай-3М» и «Дунай-3У». Последняя прошла модернизацию, связанную с планами вероятного противника. После обновления ее характеристики позволяли следить за территорией ФРГ, где США собирались разместить свои баллистические ракеты средней дальности;
- Два стрельбовых комплекса с новыми шахтными пусковыми установками. Каждый комплекс имел в своем составе 8 пусковых установок и 16 противоракет А-350Ж или А-350Р, а также одну РЛС наведения. Другие два стрельбовых комплекса системы А-35 были законсервированы до дальнейшей модернизации. По некоторым данным, модернизация этих комплексов была проведена в течение нескольких следующих лет, благодаря чему количество противоракет на дежурстве осталось прежним (64 единицы);
- Ракета-перехватчик А-350Р. От предыдущей противоракеты А-350Ж она отличалась применением новых систем управления и другой аппаратурой. К примеру, была обеспечена большая стойкость оборудования к радиации.
Пусковая установка комплекса "Тобол" и снаряжание ТПК 5П81 ракетой А-350Ж (http://vpk-news.ru)
В мае 1977 года система А-35М была предъявлена на испытания. Проверка систем продолжалась в течение нескольких месяцев, после чего было принято решение о принятии нового комплекса на вооружение. Эксплуатация системы ПРО продолжалась до конца восьмидесятых годов. По некоторым данным, весной 1988 года на командном пункте системы произошел пожар, из-за чего она утратила некоторые функции. Тем не менее, радиолокационные станции продолжили работу, имитируя полноценное функционирование противоракетного комплекса. В декабре 1990 года система А-35М была снята с вооружения. Часть элементов системы была демонтирована, но одна из РЛС «Дунай-3У» как минимум до середины прошлого десятилетия продолжала эксплуатироваться в составе системы предупреждения о ракетном нападении.
A-135 «Амур»
В 1972 году СССР и США подписали договор об ограничении систем противоракетной обороны. В соответствии с этим документом страны имели право построить лишь две системы ПРО: для защиты столицы и позиций стратегических ракет. В 1974 году был подписан дополнительный протокол, согласно которому Советский Союз и Соединенные Штаты могли иметь только одну систему ПРО. В соответствии с этим протоколом СССР продолжил строительство своих систем защиты Москвы, а США окружили противоракетами базу Гранд-Форкс. Соглашения позволяли одновременно держать на стационарных позициях до 100 ракет-переватчиков.
Памятник с электро-весовым макетом ракеты 51Т6 пос.Софрино-1 под Москвой, 28.12.2011 г. (Дмитрий, http://d-a-ck9.livejournal.com)
Подписание договора об ограничении систем ПРО сказалось на дальнейшем развитии подобных систем в двух странах. Следует отметить, что этот документ оказал минимальное влияние на планы советского руководства. Сложность и дороговизна не позволяли построить несколько противоракетных систем кроме московской, а договор вовсе запрещал их создание. При этом с начала семидесятых годов советские ученые и конструкторы вели активные работы по модернизации московской системы ПРО А-35.
Аванпроект новой системы ПРО А-135 «Амур» был готов уже в конце 1971 года. Проект, разработанный в ЦНПО «Вымпел» под руководством А.Г. Басистова, подразумевал строительство трех стрельбовых комплексов «Амур», оснащенных противоракетами и набором радиолокационных станций. Комплексы должны были располагаться на дальности более 600 км от Москвы, что позволило бы своевременно производить перехват баллистических целей. Кроме того, вблизи от столицы предлагалось разместить ракетные комплексы С-225, призванные стать вторым эшелоном системы ПРО.
Транспортная машина ТМ-112 с ТПК 81Р6 ракеты 51Т6 системы ПРО А-135 - установлена в качестве памятника пос.Софрино-1 под Москвой, 28.12.2011 г. (http://4044415.livejournal.com)
Условия договора об ограничении систем ПРО сказались на облике нового проекта. Теперь требовалось разместить все компоненты системы в круге радиусом 50 км с центром в Москве. До конца 1973 года ЦНПО «Вымпел» подготовило новый вариант проекта с соответствующими изменениями. К примеру, в обновленном проекте предлагалось отказаться от ракет С-225, а все задачи по поражению целей возложить на иные перехватчики. Еще через год сотрудникам «Вымпела» пришлось вновь доработать проект в связи с дополнительным протоколом к договору.
В результате всех доработок проект А-135 приобрел свой окончательный вид. В состав перспективной системы противоракетной обороны вошли следующие компоненты:
- Командно-вычислительный пункт 5К80, объединяющий вычислительные средства и системы управления противоракетным комплексом. Основой вычислительных систем являлись четыре ЭВМ «Эльбрус-1» (позже модернизированы до «Эльбрус-2»);
- РЛС «Дон-2Н», предназначенная для обнаружения и сопровождения целей, а также для наведения ракет;
- стрельбовые комплексы с шахтными пусковыми установками для ракет-перехватчиков;
- Ракеты 51Т6 и 53Т6.
Пожалуй, самым известным компонентом всех систем ПРО Москвы является радиолокационная станция «Дон-2Н». В сооружении в форме усеченной пирамиды размещена часть основных радиоэлектронных компонентов системы ПРО. На каждой из четырех граней здания располагаются прямоугольная передающая и круглая приемная антенны. Конструкция антенн обеспечивает круговой обзор по азимуту. Мощность излучения до 250 МВт позволяет производить обнаружение баллистических целей на дальности (по разным данным) от 1500 до 3500 километров. Максимальная высота обнаружения космической цели – до 900-1000 км. По некоторым данным, РЛС «Дон-2Н» может сопровождать более сотни сложных баллистических целей, обнаружению которых мешают ложные цели. Радиолокатор также используется для управления ракетами. Согласно различным источникам, количество одновременно управляемых противоракет колеблется от нескольких десятков до 100-120.
РЛС "Дон-2Н" / PILL BOX системы ПРО А-135, пос.Софрино-1, 28.12.2011 г. (автор фото - Леонид Варламов, http://mmet.livejournal.com)
Основой командно-вычислительного пункта 5К80 изначально была ЭВМ «Эльбрус-1». Эта система позволяла обрабатывать информацию, поступающую с РЛС «Дон-2», отслеживать баллистические и космические цели, а также определять их приоритет. Командно-вычислительный пункт способен в автоматическом режиме производить все операции, в т.ч. осуществлять запуск противоракет и управлять их наведением.
В качестве средства поражения целей в комплексе А-135 «Амур» использовались ракеты двух типов: 51Т6 и 53Т6. Первая из них была построена по двухступенчатой схеме и оснащалась двигателями различных типов. На первой ступени использовался твердотопливный двигатель, на второй – жидкостный. По некоторым данным, вторая ступень ракеты 51Т6 использовала тот же двигатель, что и ракета А-350 комплекса А-35. Противоракета 51Т6 имела общую длину около 20 метров и стартовый вес 30-40 тонн (в разных источниках приводятся различные цифры). Дальность действия ракеты оценивается в 350-600 километров. Для надежного поражения цели ракета 51Т6 оснащалась ядерной боевой частью. Задачей этой ракеты-перехватчика было уничтожение баллистических целей на больших высотах.
Ракета 53Т6 предназначается для поражения баллистических целей после их входа в атмосферу. Высокоскоростная ракета 53Т6 имеет оригинальную конструкцию: ее корпус выполнен в виде удлиненного конуса. Ракета оснащается твердотопливным двигателем, обеспечивающим скорость полета на уровне 3500-4000 м/с (по другим данным, не менее 5 км/с). Стартовая масса ракеты 53Т6 превышает 9,6 тонны. Общая длина – около 12 метров. Согласно разным источникам, противоракета способна уничтожать цели на дальности до 100 км и высоте до нескольких десятков километров. Боевая часть – осколочно-фугасная или ядерная.
Ракеты обоих типов комплектовались транспортно-пусковым контейнером, вместе с которым помещались в пусковую шахту. Для управления ракетами в полете используется радиокомандная система. При этом бортовая аппаратура изделий позволяет продолжать полет при потере управляющего сигнала, хотя в таком случае эффективность атаки цели ощутимо снижается.
В 1976 году на полигоне Сары-Шаган началось строительство опытного образца системы А-135. Как и ранее, испытывать работу систем предлагалось при помощи комплекса в сокращенной комплектации. В состав полигонного образца «Амур-П» вошли РЛС «Дон-2НП», командно-вычислительный пункт 5К80П и стрельбовой комплекс с ракетами. Монтаж всех компонентов комплекса продолжался до 1978-79 года. Вскоре после окончания работ стартовали испытания. Испытания полигонного образца системы А-135 продолжались до 1984 года, причем с 82-го работы велись в рамках заводских полигонных испытаний. В общей сложности было проведено несколько десятков запусков ракет-перехватчиков. Кроме того, осуществлялись тесты РЛС «Дон-2НП», в ходе которых станция следила за баллистическими целями и искусственными спутниками земли.
По окончании заводских испытаний на полигонном комплексе начался монтаж новых систем, прежде всего ЭВМ «Эльбрус-2». С осени 1987 года до конца лета 1988 года опытная система ПРО «Амур-П» следила за условными целями и осуществляла испытательные перехваты баллистических ракет. Этот этап испытаний подтвердил ее характеристики.
Установка ракеты 51Т6 в ТПК 81Р6, Подмосковье (http://www.ljplus.ru)
Строительство новых объектов в Подмосковье началось в середине восьмидесятых. К концу десятилетия все необходимые сооружения были готовы. В 1989 году начались государственные испытания. По некоторым данным, государственные испытания противоракет в это же время проводились на полигоне Сары-Шаган. Система А-135 подтвердила все свои характеристики и в самом конце 89-го была рекомендована к принятию на вооружение. Опытная эксплуатация комплекса началась примерно через год.
В начале 1991 года система А-135 заступила на опытное боевое дежурство, а через несколько месяцев завершились поставки необходимого количества ракет-перехватчиков. В течение нескольких последующих лет ввиду сложной обстановки в стране система противоракетной обороны Москвы испытывала серьезные проблемы различного характера. Официальное принятие на вооружение системы А-135 состоялось только в 1996 году.
Система ПРО А-135 «Амур» эксплуатируется до настоящего времени. Подробности ее работы по понятным причинам не освещаются. Известно, что в середине прошлого десятилетия были сняты с вооружения ракеты 51Т6, из-за чего единственным средством поражения комплекса остаются изделия типа 53Т6. В течение последних лет неоднократно появлялись сообщения об испытательных пусках ракет 53Т6 на полигоне Сары-Шаган. Целью этих испытаний является проверка работоспособности оружия. Точное количество имеющихся на вооружении ракет неизвестно. По разным оценкам, после прекращения серийного производства (1993 год) на базах осталось несколько сотен перехватчиков.
А-235
Еще в конце семидесятых годов, вскоре после окончания основных конструкторских работ по проекту А-135, вышло постановление Совмина о создании новой системы аналогичного назначения. Документ требовал разработать и построить перспективную систему ПРО, способную дополнить, а затем заменить устаревающие комплексы. Головным предприятием программы вновь было назначено ЦНПО «Вымпел», а позже этот статус перешел к НИИ Радиоприборостроения (НИИРП). К сожалению, об этом проекте крайне мало информации. Кроме того, некоторая часть сведений является предположениями специалистов на основе имеющейся информации. Тем не менее, имеется возможность составить примерное представление о системе А-235, создаваемой сейчас.
По некоторым данным, новую систему ПРО под названием А-235 предполагалось строить по двух- или трехэшелонной схеме с использованием ракет-перехватчиков нескольких типов. При создании новых боеприпасов должны были использоваться наработки по предыдущим проектам. Работы над таким вариантом проекта, вероятнее всего, шли в первой половине восьмидесятых.
Предположительно на кадре либо проведение натурных работ БРУЦ-Б с ракетой 51Т6 либо, возможно, один из прототипов ракет для дальнего эшелона системы ПРО А-235 / ОКР "Самолет-М", октябрь-ноябрь 2007 г. (кадр из фильма Вадима Старостина, http://video.mail.ru/mail/vaducha61/)
В самом начале девяностых стартовали опытно-конструкторские работы по теме «Самолет-М», целью которых была глубокая модернизация только что построенной системы А-135. По некоторым данным, в дальнейшем сотрудники НИИРП и смежных организаций занимались разработкой перспективных систем, а также использовали уже имевшиеся объекты на полигоне Сары-Шаган. Подробности работ неизвестны.
Из доступных сведений следует, что основной целью проекта «Самолет-М» является модернизация противоракет существующих типов с целью повышения их характеристик. Подтверждением этого предположения может служить испытательный пуск ракеты 53Т6 в конце 2011 года. По информации СМИ, эта ракета была оснащена вновь изготовленным двигателем, а пусковая установка и наземное оборудование полигонного комплекса «Амур-П» подверглось некоторым доработкам.
Если предположение о создании эшелонированной системы противоракетной обороны соответствует действительности, то в будущем могут появиться (или уже появились, но об этом еще не объявлено) новые типы ракет-перехватчиков. В дополнение к существующим противоракетам 53Т6 может быть создано изделие с большим радиусом стрельбы, призванное заменить снятую с вооружения ракету 51Т6. Кроме того, возможна разработка ракеты малой дальности, задачей которой станет уничтожение целей, сумевших прорваться через предыдущие два эшелона обороны.
С уверенностью можно говорить о предстоящей модернизации существующих наземных элементов системы А-135. Пройдя модернизацию, существующие радиолокационная станция «Дон-2Н» и командно-вычислительный центр смогут получить новые возможности, соответствующие обновленному вооружению. Не стоит исключать возможность строительства новых объектов аналогичного назначения.
Все работы по теме «Самолет-М»/А-235 ведутся в атмосфере строгой секретности и до настоящего времени достоянием общественности стали только некоторые крупицы информации. По этой причине текущий статус проекта остается неизвестным. Проект может быть прекращен или уже готов к проведению полигонных испытаний. Вполне возможно, что в течение нескольких следующих лет или даже месяцев разработчики и военные опубликуют первую информацию о новейшем проекте, которая позволит делать в достаточной мере справедливые оценки.
***
Разработка отечественных систем противоракетной обороны стартовала в пятидесятых годах прошлого века и продолжается до настоящего времени. За это время ученые и инженеры создали и построили несколько десятков различных компонентов систем ПРО: радиоэлектронные системы, ракеты-перехватчики, различные сооружения и т.д. Кроме того, отдельного упоминания достойны опытные системы на полигоне Сары-Шаган. Все эти титанические усилия привели к появлению уникальной системы противоракетной обороны, защищающей Москву.
С 1971 года Советский Союз, а затем Россия располагают системой, позволяющей своевременно обнаружить вражескую баллистическую ракету и уничтожить ее на подлете к столице государства и близлежащим районам. За прошедшие с тех пор сорок с лишним лет на дежурстве находились три системы с различным составом оборудования и вооружения – А-35, А-35М и А-135. В будущем должен появиться новый комплекс А-235 с еще более высокими характеристиками. Появление этой системы позволит сохранить эффективный противоракетный «зонт» над Москвой на несколько следующих десятилетий.
По материалам сайтов:
http://pvo.guns.ru/
http://priozersk.com/
http://old.vko.ru/
http://militaryparitet.com/
http://popmech.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-354.html
Автор Рябов Кирилл