[float=left][/float]
Интересная информация, касающаяся возможного начала поставок Россией ЗРС С-300ВМ в Иран, приходит в течение недели. При этом информация, что называется, всякий раз подвергается трактовкам не только СМИ, но также российских и иранских политиков.
Если вкратце напоминать, о чём идёт речь, то первоначально следует обратить внимание на резолюцию Совета безопасности ООН и президентский указ, который был подписан в 2010 году. Тогдашний президент (Дмитрий Медведев), по странным причинам решив последовать ооновской резолюции сверх меры, наложил запрет на поставку в Иран не только наступательных вооружений, но и средств обороны, к которым комплексы С-300 полновесно и относятся. Тогда Иран, контракт с которым был уже заключён, на Россию, мягко говоря, обиделся. Подумал, подумал, а затем заявил, что готов взыскать с Российской Федерации через международный суд неустойку за невыполнение контракта. Подробнее об этом можно прочитать в материале «Поставки Ирану С-300. Что делать с указом Медведева?»
Нужно признать, что ход с добавлением Дмитрием Медведевым С-300 в «чёрный» список, озадачил не только иранскую сторону. В России тоже недоумевали, и недоумевать продолжают: для каких целей Дмитрий Анатольевич решил в своеобразной манере дополнить запреты, да ещё и тогда, когда всевозможные «арабские вёсны» уже начинали зацветать в мире?
Однако отвлечёмся от мотивации Медведева, и вернёмся к той информации, которая приходит сегодня. Информация эта выглядит следующим образом: на днях иранский посол в России сделал замечание, которое сложно пропустить мимо ушей. Махмуд Реза Саджади, а именно так зовут иранского посла, заявил, что вопрос о поставках Ирану С-300 был затронут на переговорах. Примерно в это же время более глубокое по сути высказывание сделала глава пресс-службы главного внешнеполитического ведомства ИРИ Марзия Афхам, заявившая, в частности, что дружественные связи между Ираном и Россией позволили продолжить переговоры между чиновниками и экспертами в таком ключе, чтобы Россия имела возможность выполнить свои международные обязательства, и по С-300 был бы достигнут компромиссный результат.
Очевидно, что сам вопрос возобновления (а точнее начала) поставок в Иран зенитно-ракетных систем из России сегодня обеим сторонам обсуждать достаточно сложно. И России явно сложнее. Почему?
Во-первых, над «Рособоронэкспортом» навис иранский иск более чем в 4 млрд. долларов, причём, если верить заявлениям иранской стороны: запрос Ирана был на 900 млн. долларов, а более 3 млрд. решил «добавить» сам суд… В общем, кто и сколько плюсовал, уже не столь важно – важно то, что сумма в итоге нарисовалась более чем внушительная, почти двукратно превосходящая общий товарооборот между Россией и ИРИ (товарооборот по итогам 2012 года).
Во-вторых, непростая ситуация вырисовывается в так называемом «тандеме». Ведь если между Россией и Ираном сегодня действительно ведутся переговоры о начале поставок С-300 в Тегеран, то это же как-то внутри России придётся преподносить… Ведь не считают же наши власти, что внутри страны совсем забыли о существовании президентского закона за подписью Дмитрия Медведева о запрете поставок. В принципе, многие заинтересованные россияне были бы не прочь, если бы через этот указ просто перешагнули, но просто перешагнуть уже вряд ли получится. Слишком уж он нашумевший, чтобы на него не обращать внимания.
Получается, что президенту Путину, если он действительно готов начать поставки Ирану зенитно-ракетных комплексов (в данном случае речь уже идёт о поставках С-300ВМ «Антей 2500» вместо С-300ПМУ-1), нужно будет издавать новый указ, который фактически отменит юридическую силу указа медведевского. Казалось бы, очевидный разброд и шатание в тандеме, проявление явных разночтений в интересах, но… Разве это первый прецедент, когда президенты (нынешний и предыдущий) играют в «сегодня один решил так – завтра другой решил эдак»? Не первый и, можно предположить, что совсем не последний… Правда, здесь всё же есть немаловажное отличие: начинать поставки С-300 действующим президентом после запрета, наложенного на эти же поставки предыдущим президентом – это всё-таки не промилле отменять-возвращать, и это не игра в летнее-зимнее время. Это уже вопрос внешнеполитической стратегии двух людей, которые занимают высшие посты в государстве. И факты вроде бы говорят о том, что внешнеполитические стратегии у президента с премьером сильно разнятся...
С другой стороны можно предположить, что не так уж и разняться… Ведь если оставаться уверенными в том, что разница в позициях была раньше и есть сейчас, то придётся допускать и факт независимости президентства Дмитрия Медведева... А согласно этому факту получается, что Владимир Путин, в частности, не имел возможность давать советы «первому лицу» в те моменты, когда тот подписывал столь важные указы. А что же в реальности: не имел такой возможности, не хотел её иметь, или позиция у Путина по поставкам С-300 Ирану действительно была схожей с позицией «коллеги по власти»? Вопрос, на который, по понятным причинам, невозможно дать однозначного ответа. Можно лишь предположить, что Дмитрию Медведеву дали поиграть в «перезагрузку» с американскими, прости господи, «партнёрами, и он перезагрузился по полной программе. Только вот после этой перезагрузки система как-то подвисать стала…
А по поводу начала поставок – начало это имеет высокую степень вероятности. Тем более что даже США успели объявить, что рассматривают Иран с его новым президентом как государство, с которым готовы вести открытый диалог. На этом журналисты даже подловили госсекретаря США Керри, задав ему вопрос о том, что если США готовы к открытому диалогу с Ираном, то зачем Штатам евроПРО? Керри долго думал, производил что-то похожее на мычание, но вразумительного ответа так и не нашёл…
Автор Володин Алексей