Ответственность управленцев – новые механизмы
Проблема ответственности управленцев за результаты своей деятельности стоит в ряду основных положений КОБы и давно рассматривалась в КПЕ, как одна из ключевых. Например, ветка форума КПЕ –Проект «Закона об ответственности управленцев» (http://forum.kpe.ru/showthread.php?p=28438#poststop), созданная в июле 2007 г., была весьма активна все последующие годы.До конца 2012 г. на ней было зафиксировано более 3000 сообщений.
Следует напомнить, что Президент Путин ещё в 2008г издал Указ №607 от 28.04.2008 г. «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (см. http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/04/164547.shtml). Там он утвердил всего 30 показателей: уровень зарплаты, смертности, количество малых предпринимателей, доля отремонтированных автодорог, сдавших ЕГЭ школьников, обеспеченность жильем, объём жилищного строительства, собираемость платежей за услуги ЖКХ и т.д. А кроме того - удовлетворённость жителей этой властью. Отчитываться главы муниципалитетов должны ежегодно перед губернаторами, сводный доклад разместят на сайте региона.
Мало того, было предложено утвердить до 1 сентября 2008 г. перечень дополнительных показателей, типовую форму доклада глав местных администраций, методику мониторинга. И это всё было сделано.
Чтобы не говорили об этих показателях, но этот Указ явился естественным продолжением Указа №825 от 2007 г. (по ответственности власти субъектов РФ), а значит и свидетельством о продолжении реальной системной работы по повышению ответственности управленцев.
Более того, это – шаги реализации положений КОБы по данному вопросу. Какая реально ситуация складывалась на практике, зависело и от нашей с Вами деятельности. К сожалению, вовсе не на всех соответствующих официальных сайтахорганов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов появилисьтребуемые материалы, а также – сводные доклады регионов на сайтах администраций субъектов федераций, а если где-то и появились, то далеко не везде соблюдалась регулярность их обновления. Поэтому как детальная, так и комплексная оценка деятельности власти населением была затруднена. Не были созданы механизмы оценки удовлетворенности жителей муниципальной и государственной властью.
С приходом В.В.Путина на должность Президента РФ на очередной срок уже 7 мая 2012 г. появился новый ключевой Указ Президента, касающийся сферы управления: Указ №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». В п.2 этого Указа Правительству РФ было предложено обеспечить реализацию целого ряда мероприятий. В том числе, п.п. и) огласил следующее:
«до 1 января 2013 г. обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:
- установление критериев и порядка оценки гражданами, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий, эффективности деятельности руководителей: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений; органов местного самоуправления; унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, а также акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований;
- применение результатов указанной оценки в качестве основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей».
В июне 2012 г. я участвовал в работе 3-го Родового Вече Руси, которое проходило совместно с 7-ым международным научно-практическим семинаром «Родовые основы русского мiра» вс. Шильниково под Н. Новгородом. Там также остро стояли вопросы эффективности государственного управления.Многие докладчики резко критиковали деятельность В.В. Путина за неэффективность созданной им системы власти, которая существует в отрыве от населения.Я им задавал вопрос, а читали ли они Указ Президента РФ №601 от 2012 г. Пояснял его суть. Ответы были невразумительные: дескать, а что их читать – там пустые общие разговоры, за ними – ничего нет. Так ли это? В Указе, как мы видели, говорилось о вполне конкретных вещах.
Недавно рассмотренные положения названного Указа получили дальнейшее развитие: 12 декабря 2012 г. вышло Постановление Правительства РФ №1284. У этого Постановления длинное, но весьма интересное название: «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей».
Данное Постановление (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=139281) утверждает прилагаемые Правила оценки гражданами эффективности деятельности руководителей. Кроме того, предписывает создать специализированные автоматизированные информационные системы: "Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг" и "Федеральный телефонный центр сбора мнений граждан о качестве государственных услуг", которые должны быть до 31 марта 2013 г. введены в эксплуатацию.
В Правилах оценки, в частности, говорится, что сводная оценка по каждому территориальному органу федерального органа исполнительной власти (его структурному подразделению) формируетсяежеквартально. И далее: «В случае если значение показателя ежегодной оценки гражданами эффективности деятельности руководителя составляет менее 70 процентов значения, предусмотренного должностным регламентом, либо менее 70 процентов значения, достигнутого в предшествующем году, в отношении руководителя инициируется проведение служебной проверки».
Указано также, что в случае «подтверждения такой проверкой фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения руководителем по его вине возложенных на него служебных обязанностей либо положений должностного регламента» к нему будут применяться меры дисциплинарно-административного воздействия. Как следует из названия документа, это воздействие предполагается – вплоть до отстранения от должности.
Таким образом, реально идёт настоящая системная работа по повышению ответственности управленцев перед населением, поэтому можно констатировать, что ЛЁД ТРОНУЛСЯ, ГОСПОДА ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ! К настоящему времени уже создан долгожданный механизм ответственности управленцев-чиновников, замкнутый на оценки жителей подведомственных им территорий. Дальше нужно его совершенствовать и наполнять жизнью. Наша ближайшая задача – изучить эти механизмы, как можно более широко ознакомить с ними население (и самих чиновников) и активно использовать их в своей практической работе.
Б.А. Соловьёв,
Председатель Совета Тверского РО ВПП КПЕ