Можно начинать гордиться. Чем занят наш флот у берегов Сирии, Африки, далее везде

http://newzz.in.ua/uploads/posts/2013-01/thumbs/1359452553_russian-navy-sirya.jpg

Продолжаются боевые службы кораблей нашего флота в Средиземном море. Отряд в составе сторожевого корабля «Ярослав Мудрый» и двух больших десантных кораблей «Калининград» и «Александр Шабалин» продолжает поход по графику деловых визитов: пополнив запасы в порту Бейрута, они направились в сирийский Тартус.

По итогам визита бывший бригадный генерал ливанской армии Амин Хотей высказал мнение, что «русские могут сделать Ливан своей новой стратегической базой в регионе». Заметив, что обычно российские корабли идут в сирийский порт, минуя Ливан, он предположил, что это как-то связано с «напряженной ситуацией в Сирии». Однако сейчас обстановка в Сирии много спокойней, чем во время некоторых других заходов. Сложность обстановки ранее не мешала нашим кораблям совершать дружественные визиты, график которых – очень плотный. Не помешает и теперь. А что касается нашей военной базы в Ливане (чисто гипотетической) – то такое решение не было бы идеальным. Нам необходимо стараться объединить вокруг себя все силы, заинтересованные в стабильности региона, а не создавать потенциально конфликтные ситуации вокруг своего военного присутствия. А база в Ливане, безусловно, будет раздражать Израиль, хотя объективно – и нас, и Израиль интересует сохранение стабильности. Впрочем, помечтать ливанцам никто запретить не может.

Одновременно очередной отряд кораблей Балтийского флота взял курс на Аденский залив. Это сторожевой корабль «Неустрашимый», морской буксир «Евгений Хоров» и танкер «Ельня». «Неустрашимый» идёт к Африканскому рогу уже в третий раз, и новость трудно назвать сенсационной. В целом боевые службы нашего флота у берегов Африки не прекращаются уже несколько лет, а отряды разных флотов сменяют друг друга. Надо сказать, что африканские пираты стали прекрасной возможностью для экипажей учиться и отрабатывать боевые задачи вдали от родных берегов. Но это, так сказать – нейтральный повод для дальних походов с учебными целями и с целью присутствия в важном районе мирового океана под благовидным предлогом. Походы «на пиратов» даже лучше чем «дружественные визиты» – в них, как-бы совсем нет «ничего личного».

Но кроме этого -- в последнее время начинает появляться и более откровенные заявления, которые готовят мировую общественность к появлению сил нашего флота вдали от родных берегов. Совсем недавно главком ВМФ Виктор Чирков вновь подтвердил планы воссоздания группировки кораблей в Средиземном море, которая будет действовать на постоянной основе. По его словам, она может состоять из пяти-шести кораблей, её основу должны составить корабли первого ранга (крейсера и фрегаты), кроме этого, в неё будут включены корабли обеспечения, а управление должно осуществляться через командование Черноморским флотом. Кроме этого, главком сказал следующее:

«В истории ВМФ СССР был опыт, когда у нас были эскадры в Индийском и Тихом океанах. Безусловно, если потребуется, то мы будем предлагать руководству Минобороны, правительству, президенту там также создавать оперативные соединения на постоянной основе».

Что же в этом нового? Ведь силы флота и так постоянно присутствуют в Средиземном море, и иногда даже в большем составе. Постоянно корабли несут службу и в западной части Индийского океана. Может, всё это, как сказал один журналист: «исключительно для внутреннего употребления? Дескать, смотрите: Россия встает с колен…»?

Да, присутствует. Да, несет службу. Только для этого приходится изобретать какие-то оправдания, вроде учений, «чисто случайно» совпадающих с зоной активности наших «потенциальных партнеров», охоты на пиратов, или богатого графика дружественных визитов. Это как будто мы извиняемся за то, что у нас есть свои интересы за пределами своей территории. Мол, не подумайте, что мы тут с какими-то своими целями – так, случайно проходили. Такой извинительный тон формирует и соответствующее отношение к нашим действиям: «раз они ничего такого не имели в виду – зачем относиться серьёзно»?

Вероятно, приходит время избавляться от комплекса вины за собственное существование. Это важно даже не столько для успешной внешней политики, сколько для самосознания собственных граждан. Увы, многим нашим согражданам нужно время, чтобы привыкнуть к мысли, что они живут не в третьесортной стране – а в державе. Да, наша держава пережила недавно одну из крупнейших своих катастроф, хотя и далеко не первую. Но она от неё оправляется и возвращается на свой исторический путь. И путь этот не «третьесортный», и граждан он требует не «третьесортных». А их надо воспитывать.

У нас уже два поколения выросло без гордости за свою страну. Да, старшее поколение пытается привить эту гордость примерами из прошлого. Но прошлого мало. Гордиться нужно сейчас. Ведь именно от ощущения своей принадлежности к чему-то нерядовому, высокому у человека рождаются высокие устремления и чувство собственного достоинства. Без этого можно сколько угодно бороться с коррупцией и моральным разложением – только результата не будет. Гражданин, считающий свою страну «третьесортной» – будет вести себя как «третьесортный» человек. Ему не будет стыдно, ни за подлость, ни за ложь, ни за предательство, ни за воровство и казнокрадство. Откуда это возьмется, если «всё у нас…»?

Вы думаете, я съехал с флотских новостей на громкие фразы? Тогда почитайте, как комментируются последние планы развития флота: «Вряд ли у России будут эскадры на постоянной основе в океанской зоне»; «Где взять корабли для новой 5-й эскадры?»; «Шойгу приказал отдать концы. Нашему флоту велено приступить к постоянной боевой службе в Средиземном море»… Ну и далее в том же духе с неизменным выводом о том, что всё это фикция и ничего у нас не выйдет. Уже несколько лет ходим к Африканскому рогу, и почти год, как постоянно в Средиземном море – что не выйдет-то? По щелчку пальцев построить «великую армаду»? Верно – не выйдет. Вернуться на тридцать лет назад? Ещё менее вероятно. Можно либо строить флот и учиться в море, либо разглагольствовать о том, как всё ужасно. Каждому – свое.

Один знакомый, который помнит советские учения флота (я, увы, помню совсем другие времена), с пеной у рта доказывал, что все нынешние учения – фикция и пустая трата времени и матресурса. Я посоветовал ему пойти к тем, кому завидую белой завистью – кто сегодня сходит с трапа на берег, и попытаться им доказать, как ничтожен был их поход… с высокой вероятностью получить серьезный вред здоровью. Почему вероятность высока? Да потому, что свою гордость и свое достоинство никто топтать не даст, даже если топчущему тоже есть чем гордиться.

Понятно, что сейчас возможности флота далеки от фантастических грёз. Понятно, что есть вопросы к темпам строительства флота – вдруг можно быстрее? Понятно, что есть вопросы к боевой учебе – вдруг, можно без износа ресурса техники, на каких-нибудь тренажерах? Понятно, что хочется всего и сразу. Но флот строится, и экипажи учатся. И если перестанем сами себя поливать грязью, то и флот будет совсем не «третьестепенным», и экипажи достойными славы предков.

Наш флот всегда был славой и гордостью России. И новый российский флот строится, как всегда – океанским, а не прибрежно-таможенным. Он нужен нам не только для безопасности – такой «безопасный флот» есть даже у республики Гвинея. Он нужен, исходя из того, что Россия – мировая держава. Такой была всегда, такой и останется.

Что, уже отвыкли? Не беда, пора привыкать и учиться гордиться своей страной.

Автор Александр Горбенко